Для реализации образовательного процесса в лицее оборудовано 27 кабинетов, в том числе специализированные классы. Кабинеты оснащены всем необходимым для проведения занятий
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
О создании материально-технических условий, обеспечивающих безбарьерный доступ к образовательному процессу:
- аудитории и учебные кабинеты в корпусах доступны для обучения со всеми видами ограниченных возможностей здоровья
- учебные классы и аудитории оснащены электронным оборудованием, необходимым для обучения учеников-инвалидов по слуху, зрению и заболеваниям опорно-двигательного аппарата
При отсутствии такой информации указать:
Специально оборудованные учебные кабинеты для школьников с ОВЗ отсутствуют
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
- Входные ворота в здания «Наименование» имеют беспрепятственный проход с проезжей части и тротуара
- Пешеходные дорожки на территории школы не имеют препятствий при перемещении инвалидных кресел-каталок
- В здании школы имеются съемные и стационарные пандусы для перемещения инвалидов-колясочников по первому этажу
- Ширина дверных проемов и высота порогов дверей в учебных корпусах Школы не является препятствием для перемещения инвалидов-колясочников
- Входные двери в учебных корпусах «Наименование» промаркированы специальными знаками (желтыми кругами) для беспрепятственного прохода. Входы в здания оснащены поручнями, а ступени лестниц безопасным противоскользящей полосой. Первые и последние ступени лестницы каждого пролета промаркированы контрастной желтой полосой для обозначения её габаритов
- В учебных корпусах сооружены туалеты для инвалидов-колясочников, двери на них промаркированы специальными знаками, маршруты к туалетным комнатам обозначены. Согласно стандартам безбарьерной среды, туалеты для инвалидов оборудованы кнопкой вызова
- Все учебные корпуса промаркированы знаками доступности и маршрутов
- Учебные аудитории имеют достаточные площади для размещения и перемещения инвалидных кресел-каталок
- Здание школы оснащено большими электронными экранами, позволяющим размещать аудио- и видеоинформацию
С преподавателями и сотрудниками школы проводится разъяснительная работа по вопросам организации учебного процесса и общения со инвалидами-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны специальные Методические рекомендации для преподавателей по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ. В рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обучающимся всех форм обучения преподаются вопросы, касающиеся видов инвалидности, основных соматических и психических расстройств при них, обсуждаются различные аспекты комплексного сопровождения и реабилитации
При отсутствии такой информации указать:
Сведения об объектах для проведения практических занятий отсутствует
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
Все помещения библиотек школы приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
При отсутствии такой информации указать:
Сведения о приспособленности библиотеки отсутствуют
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
Имеется спортивный зал, для физкультурно-оздоровительных и реабилитационных занятий для детей-инвалидов
При отсутствии такой информации указать:
Сведения о приспособленности и наличии объектов спорта отсутствуют
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
На территории «Наименование» созданы материально-технические условия, обеспечивающие безбарьерный доступ к образовательному процессу
С преподавателями и сотрудниками школы проводится разъяснительная работа по вопросам организации учебного процесса и общения со инвалидами-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны специальные Методические рекомендации для преподавателей по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ. В рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обучающимся всех форм обучения преподаются вопросы, касающиеся видов инвалидности, основных соматических и психических расстройств при них, обсуждаются различные аспекты комплексного сопровождения и реабилитации
При отсутствии такой информации указать:
Сведения о средствах обучения и воспитания отсутствуют
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
В школе имеется подключение к сети Интернет. Скорость подключения - ____ Мбит/сек
Количество интранет-ресурсов -__
Количество локальных сетей - ___
Общее число компьютеров - ___, в том числе используемых в учебных целях - ____
Со всех компьютеров школы имеется доступ к электронным библиотечным системам
Во всех кабинетах школы имеется доступ в Интернет
Все обучающиеся-инвалиды и лица с ОВЗ имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям с компьютеров, размещенных в учебных аудиториях, помещениях для самостоятельной работы и читальном зале библиотеки. Имеется альтернативная версии официального сайта Школы в сети «Интернет» для слабовидящих
Все компьютеры, размещенные в учебных аудиториях и помещениях для самостоятельной работы обучающихся, к которым имеют беспрепятственный доступ инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, оснащены лицензионной операционной системой Microsoft Windows, упрощающей и оптимизирующей работу с компьютером слабовидящим и слабослышащим обучающимся (имеются экранные лупы, экранный диктор, высокая контрастность, настройка альтернативных устройств ввода информации и др.)
Все электронные библиотечные системы имеют возможность перехода в режим для слабовидящих и возможность увеличения шрифта. Подходит для I, II, III групп инвалидности по зрению
При отсутствии такой информации указать:
Сведения о наличии доступа к информационным системам отсутствуют
В соответствии с п. 13 Приказа 1493е указать информацию (приведен образец)
На основании Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение школьниками информации необразовательного характера
Указать электронные образовательные ресурсы (при наличии)
При отсутствии такой информации указать:
Сведения об электронных образовательных ресурсах отсутствуют
В «Наименование» общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется
Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В «Наименование» общежитий и интернатов нет
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
Материально-техническая база «Наименование» обеспечивает процессы обучения и воспитания обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Школа располагает актовыми залами, учебными кабинетами и лабораториями. Все учебные аудитории и классы оборудованы специальной техникой и приборами, наглядными пособиями и дидактическими материалами, программными средствами, стационарными и переносными мультимедийными комплексами, инструментами (в том числе музыкальными), театральным реквизитом и т.п.
Все обучающиеся, в том числе инвалиды и лица с ОВЗ, имеют доступ к электронной и информационно - образовательной среде, учебным пособиям и литературе на электронных и бумажных носителях. Имеется альтернативная версии официального сайта школы в сети «Интернет» для слабовидящих
Для эффективного проведения воспитательной работы, культурно-массовых мероприятий и другой внеучебной деятельности в школе имеются актовые залы, спортивные объекты, оборудованные соответствующим инвентарем и техническими средствами
При отсутствии такой информации указать:
Сведения специальных технических средствах обучения отсутствуют
Условия для занятия физкультурой и спортом
В школе созданы условия, способствующие укреплению здоровья обучающихся посредством физической культуры и спорта1
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
В ГБОУ "ЛИЦЕЙ "ОЛИМП" Г.О. ХАРЦЫЗСК" используются следующие средства обучения и воспитания:
- Печатные: учебники, учебные пособия, книги для чтения, атласы, рабочие тетради.
- Демонстрационные: таблицы по учебным предметам, карты по географии и истории, модели, муляжи, макеты по биологии, гербарии; портреты художников, композиторов
- Учебные и механические приборы: микроскоп, компас, барометр, колбы и т.д.
- Аудиовизуальные: слайды, слайд – фильмы, презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях.
- Компьютеры, проекторы, принтеры.
- Спортивное оборудование: мячи, скакалки, обручи, спортивные снаряды и т.д.
- Средства воспитания: беседы, классные часы, школьные праздники и мероприятия, участие в конкурсах, олимпиадах, подготовка индивидуальных проектов и исследовательских работ, выполнение трудовых поручений.
Принципы использования средств обучения:
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет возрастных и психологических особенностей учащихся;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и учащегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Организация досуговой деятельности
Для организации досуга в школе есть всё необходимое - актовый зал на 120 посадочных мест, оборудованный необходимой оргтехникой.
Условия охраны здоровья обучающихся
Охрана здоровья является чрезвычайно важной частью воспитательной и образовательной деятельности школы и по-прежнему остается одним из приоритетных направлений. В связи с этим ведется целенаправленная работа по укреплению и сохранению здоровья детей.
Охрана здоровья учащихся включает в себя:
- оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
- организацию питания учащихся;
- определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
- пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
- организацию и создание условий для профилактики заболеваний, и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
- прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
- профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их аналогов и других одурманивающих веществ;
- обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в лицее;
- профилактику несчастных случаев с учащимися во время пребывания в лицее;
- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Лицей при реализации образовательных программ создает условия для охраны здоровья учащихся, в том числе обеспечивает:
- текущий контроль за состоянием здоровья учащихся;
- проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья;
- соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
Доступ к информационным системам
и информационно-коммуникационным сетям
В лицее в постоянном режиме функционирует компьютерный класс. Оснащены компьютерами структурные подразделения: библиотека, бухгалтерия, кабинеты администрации, психолога, актовый зал.
Компьютерный парк школы содержит 26 компьютеров.
Все учебные компьютеры в кабинете информатики контролируются учителем посредством программного обеспечения по управлению и мониторингу компьютеров, объединены в единую локальную сеть с выходом в Интернет по отдельно выделенному высокоскоростному каналу.
Для обучающихся и педагогических работников организован свободный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в течение всего учебного времени в библиотеке и кабинете информатики (с 09:00 до 17:00, выходные: суббота, воскресенье).
Провайдер, предоставляющий услуги доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет в ГБОУ "ЛИЦЕЙ "ОЛИМП" Г.О. ХАРЦЫЗСК" ИП Зверьков С. А..
Информационно-техническое обеспечение образовательной деятельности школы включает в себя следующие средства:
- Локальная компьютерная сеть с контент-фильтруемым доступом к Интернет
- 26 компьютеров, из них 15 ученических
- Мультимедийных проекторов – 2
- Лазерных принтеров – 5
- МФУ – 3
- Интерактивных досок – 1
- Интерактивная панель Lumien – 1
Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
ГБОУ "ЛИЦЕЙ "ОЛИМП" Г.О. ХАРЦЫЗСК" функционирует с 1963 года. С момента ее открытия капитальных ремонтов не производилось. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Доступ к кабинету директора, заместителей директора, библиотеку и медицинскому кабинету, туалету обеспечен посредством съёмного пандуса с поручнями у центрального входа в школу. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Оборудование и персонал школьной столовой покрывают потребность обучающихся в цикличном питании. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется.
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе при работе с имеющимся в образовательной организации оборудованных учебных кабинетов, библиотеки, актового и спортивного залов, а также при работе с имеющимися электронными образовательными ресурсами в библиотеке или кабинете информатики.
Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом школы.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ в школе отсутствуют.
Обучение учащихся с ОВЗ производится по адаптированной образовательной программе.
Обучение учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу, может быть также организовано на дому.
Основанием для организации обучения на дому являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
Доступная среда
Организация обучения лиц с ОВЗ осуществляется в соответствии со ст. 79 Федерального закона № 232-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Федеральный ресурсный центр по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
-
о специально оборудованных учебных кабинетах: специально оборудованных кабинетов нет
-
об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: нет; пользуются объектами для проведения практических занятий совместно с остальными обучающимися;
- о библиотеке, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: нет; пользование библиотекой осуществляется в общем режиме;
- об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: нет; используются объекты спорта в полном объеме;
- о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: нет; используются имеющиеся для всех обучающихся средства обучения и воспитания;
- об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации: съемный пандус;
- о специальных условиях питания: нет; пользуются столовой с учетом наличия в ней распашных дверей и свободного доступа к обеденным столам;
- о специальных условиях охраны здоровья: нет; контроль здоровья осуществляет медицинский работник лицея;
- о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: все информационные ресурсы и оборудование;
- об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: официальный сайт ГБОУ «Лицей «Олимп» имеет версию для слабовидящих пользователей, все ЭОРы могут быть увеличены с помощью компьютерных средств обучения;
- о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования: нет;
- о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат, о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: лицей не имеет общежития и интерната.
«Лицей без барьеров: равные возможности»
Цель: создание единой модели образовательного пространства лицея, которая обеспечит получение образования обучающимся с ОВЗ и детям-инвалидам на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Задачи:
-
вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный и воспитательный процесс, развитие гармоничной личности;
-
повышение профессиональной грамотности учителей и специалистов в области инклюзивного образования;
-
создание активной поведенческой установки у детей-инвалидов на уверенное позиционирование себя в современном обществе;
-
изменение отношения школьного сообщества (учителей, детей, родительской общественности) к людям с ограниченными возможностями через вовлечение детей – инвалидов в организацию общешкольных мероприятий;
-
развитие социального партнерства с организациями и учреждениями, защищающими права людей с ограниченными возможностями здоровья и принимающими активное участие в продвижении инклюзивного образования.
-
организация внутришкольного мониторинга инклюзивных процессов.
Ожидаемые результаты:
-
Создание модели инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, единой и непрерывной системы с 1 по 9 класс в соответствии с ГОС ОВЗ.
-
Создание в лицее условий для беспрепятственного доступа к образовательным ресурсам и получения образования детей с ОВЗ, детей инвалидов.
-
Успешная социализация детей-инвалидов в современном обществе, формирование и развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья таких личностных качеств, ключевых компетентностей, которые помогут им адаптироваться к социальным реалиям и позволят реализовать свой потенциал в обществе, быть успешными в будущей профессиональной деятельности.
-
Внедрение новых коррекционных педагогических технологий и программ работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами.
-
Повышение эффективности психолого-педагогического сопровождения детей ОВЗ и детей-инвалидов, организации деятельности ППК;
-
Повышение уровня компетентности педагогических работников и родителей в вопросах обучения и воспитания детей ОВЗ и детей-инвалидов;
-
Формирование в лицее толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями, получающими инклюзивное образование.